Публичные слушания

Публичные слушания по проекту решения Совета депутатов Старооскольского городского округа «О бюджете Старооскольского городского округа на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»

 

     11 ноября 2022 года в большом зале администрации Старооскольского округа состоялись публичные слушания по проекту решения Совета депутатов Старооскольского городского округа «О бюджете Старооскольского городского округа на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». 

     Публичные слушания назначены постановлением Председателя Совета депутатов Старооскольского городского округа от 28 октября 2022 года № 18-01-03 «О назначении публичных слушаний по обсуждению проекта решения Совета депутатов Старооскольского городского округа «О бюджете Старооскольского городского округа на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

     На публичных слушаниях присутствовали 49 человек.

1.Председательствующий на публичных слушаниях Н.В. Кудинова – заместитель главы администрации городского округа - начальник департамента финансов и бюджетной политики администрации Старооскольского городского округа. 

2. Н.В. Азизова – заместитель председателя Совета депутатов Старооскольского городского округа.

3.С.А. Шеина – председатель Контрольно – счетной палаты Старооскольского городского округа.

Доходная часть проекта бюджета городского округа

     Основные ориентиры и приоритеты бюджетной и налоговой политики городского округа на предстоящий период представлены на слайде и в сложившихся экономических условиях сохраняют преемственность реализуемых мер, направленных на повышение эффективности использования доходного потенциала, обеспечение эффективности управления бюджетными расходами, безусловное исполнение принятых социальных обязательств.

     Для объективной оценки сценария предстоящего 3-х летнего бюджета важно видеть, из каких стартовых условий мы исходили.

     В бюджет городского округа в 2020 году поступило налоговых и неналоговых доходов 3 млрд. 802 млн. рублей, в 2021 году – 3 млрд. 837 млн. рублей, в текущем году поступления ожидаются в объеме 4 млрд. 172 млн. рублей. За 2 года объем доходов бюджета вырос на 9,7 процентов.

     Бюджетообразующими источниками доходов бюджета городского округа являются земельный налог, налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, которые формируют 80 процентов всех платежей бюджета и имеют положительную динамику роста.

     Исходя из сложившихся тенденций и показателей социально-экономического развития городского округа были определены объемы по каждому доходному источнику на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

     Прогнозирование доходных источников осуществлено на базе сложившейся динамики их поступлений, ожидаемой оценки доходов в текущем году, налогооблагаемой базы, действующих ставок по налоговым и неналоговым платежам, экономических темпов инфляции, базовым из которых является индекс роста потребительских цен.

     Учтены прогнозные показатели администраторов платежей и налогообразующих предприятий Старооскольского городского округа. По состоянию на 01.10.2022 от ведущих предприятий в бюджет городского округа поступило 46 % налоговых и неналоговых платежей.

     Определенное влияние на прогнозные показатели по отдельным доходным источникам бюджета городского округа оказывают изменения бюджетного и налогового законодательства:

Так:

- по упрощенной системе налогообложения на 2023–2025 годы пересмотрены дифференцированные нормативы отчислений в бюджеты городских округов и муниципальных районов с учетом поступающих в 2022 году с территорий платежей, при этом норматив зачисления в бюджет Старооскольского городского округа снижен с 11,5 процента до 10,4 процента;

для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, будет продлено на 2023 год право применения понижающего коэффициента 0,9 при расчете стоимости патента для всех видов деятельности;

в 2022 году в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проводится переоценка кадастровой стоимости земель всех категорий по состоянию на 1 января 2022 года.  С 1 января 2023 года (в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ от 26 марта 2022 года) в целях исчисления земельного налога будет применяться наименьшее из значений кадастровой оценки, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащей применению с 1 января 2022 года. Т.е., если новая кадастровая стоимость будет больше действующей, то будет применяться действующая, а если меньше – то будет применяться новая.

     Также, Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» вводится институт единого налогового счета. Уплата налоговых платежей будет производиться одним платежным поручением. Сроки уплаты налоговых платежей изменяются. В основном они будут осуществляться 28 числа. Для НДФЛ – ежемесячно, для остальных налогов – в зависимости от срока уплаты квартальных платежей. Для физических лиц сроки уплаты имущественных платежей остаются прежними.

     Данная норма учитывается при подготовке кассового плана.

     Структура собственных доходов бюджета на 2023 год представлена на слайде и существенно не изменяется.

Основными доходными источниками являются:

- земельный налог – его доля составляет 38,0 процентов,

- налог на доходы физических лиц – 35,9 процентов,

- налог на имущество физических лиц – 6,6 процентов,

- доходы от аренды и продажи земли и имущества – 10,8 процентов;

- плата за негативное воздействие на окружающую среду - 1,5 процентов.

     Прогнозируемый объем поступления земельного налога на 2023 год определен в сумме 1 млрд. 499 млн. рублей исходя из оценки поступления налога в текущем году. В расчетах учтено изменение с 1 января 2022 года кадастровой стоимости земель населенных пунктов, а также возврат АО «СГОК» переплаты по соглашению за налоговые периоды 2020-2022 годы в сумме 156 млн. рублей.

     В 2024 и 2025 годах размер поступлений налога прогнозируется в сумме 1 млрд. 640 млн. рублей и 1 млрд. 670 млн. рублей соответственно.

     Прогноз поступления налога на доходы физических лиц на 2023 год определен в объеме 1 млрд. 418 млн. рублей исходя из оценки его поступления в текущем году с учетом динамики фактических поступлений за предшествующие периоды, роста фонда оплаты труда в реальном секторе экономики на 6,5 процента. Учтено поступление в текущем году налога с дивидендов группы предприятий «Славянка» (22 млн. рублей), единовременный платеж от физического лица (124 млн. рублей).

     В 2024 и 2025 годах размер поступлений налога прогнозируется в сумме 1 млрд. 478 млн. рублей и 1 млрд. 633 млн. рублей соответственно.

     Налог на имущество физических лиц на 2023 год определен в сумме 262 млн. рублей.

     При прогнозировании объема поступления налога использовалась начисленная сумма платежей в текущем году с учетом расширения налогооблагаемой базы в результате ввода в эксплуатацию новых объектов.

     В 2024 и 2025 годах размер поступлений налога прогнозируется в сумме 270 млн. рублей и 281 млн. рублей соответственно.

     Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на 2023 год определен в сумме 82 млн. рублей, с учетом норматива зачисления в бюджет городского округа в размере 10,4 процентов. 

     На 2024 год размер поступлений налога прогнозируется в сумме 70 млн. рублей, на 2025 год - в сумме 68 млн. рублей.

     Прогнозируемый объем поступления налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, на 2023 год – 65 млн. рублей просчитан на основе ожидаемой оценки его поступления в текущем году, скорректированной на уровень инфляции на предстоящий налоговый период.

     В 2024 и 2025 годах размер поступлений налога прогнозируется в сумме 67 млн. рублей и 70 млн. рублей соответственно.

     Объем платежей за негативное воздействие на окружающую среду на 2023 год спрогнозирован в сумме 60 млн. рублей исходя из оценки поступления платежей в текущем году, скорректированной на уровень инфляции на предстоящий период.

В 2024 и 2025 годах размер поступлений платежей прогнозируется в сумме 62 млн. рублей и 64 млн. рублей соответственно.

     Доходы от сдачи в аренду и продажи земельных участков и муниципального имущества спрогнозированы администратором платежей - департаментом имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа.

     Доходы от сдачи в аренду земельных участков на 2023 год определены в объеме 375 млн. рублей на основе начисления платежей по действующим долгосрочным договорам аренды, заключенным с юридическими и физическими лицами, а также краткосрочным договорам аренды (при условии действия их в течение всего 2023 года). При этом учтена дебиторская задолженность прошлых лет, возможная к взысканию.

В 2024 и 2025 годах размер поступлений платежей прогнозируется в сумме 355 млн. рублей ежегодно.

     Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества на 2023 год определены в сумме 33 млн. рублей исходя из ожидаемого поступления платежей в текущем году с учетом расторжения договоров аренды в результате выкупа субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемых помещений в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года      № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В 2024 и 2025 годах размер поступлений платежей прогнозируется в сумме 32 млн. рублей и 31 млн. рублей соответственно.

     Доходы от продажи муниципального имущества запланированы исходя из прогноза социально-экономического развития Старооскольского городского округа и Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества Старооскольского городского округа на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов и составят 10 млн. рублей ежегодно.

Основные принципы формирования Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества Старооскольского городского округа на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов:

- пополнение доходной части бюджета Старооскольского городского округа;

- продажа непрофильных объектов недвижимости, длительное время не обремененных договорами аренды, и сокращение затрат, связанных с их содержанием.

     Доходы от продажи земельных участков спрогнозированы на 2023 год в сумме 10 млн. рублей, на плановый период 2024 и 2025 годов в сумме 6 млн. рублей ежегодно.

     С учетом перечисленных особенностей общий объем налоговых и неналоговых доходов бюджета Старооскольского городского округа на 2023 год определяется в размере 3 млрд. 946 млн. рублей, на 2024 год - в размере 4 млрд. 126 млн. рублей, на 2025 год - в размере 4 млрд. 326 млн. рублей.

     Следует обратить внимание на то, что в основном изменения бюджетного и налогового законодательства не способствуют стабильному увеличению объема доходной базы бюджета городского округа, что соответственно отразится на расходных обязательствах будущего периода.

 

Расходная часть проекта бюджета городского округа

     Расходная часть бюджета с учетом прогноза по доходам формировалась исходя из реальных возможностей.

     Все расходы можно разделить на 3 блока.

     В первый блок в структуре расходных обязательств включены расходы, которые необходимо оплачивать обязательно и постоянно, так называемые нормативно обусловленные - это фонд оплаты труда работников бюджетной сферы; публично-нормативные обязательства, питание, софинасирование мероприятий в рамках национальных проектов и государственных программ.

     В приоритетных направлениях учтены расходы на обеспечение оплаты расходных обязательств отчетного периода 2022 года, а также расходы на обеспечение деятельности муниципальных бюджетных учреждений с учетом экономного расходования ресурсов.

     Расходы, вкюченные в третий блок, планировались по остаточному принципу.

     Первоочередные расходы составляют 7 млрд.952 млн.рублей, в том числе за счет собственных доходных источников – 2 млрд.891,0 млн.рублей или 73,3 % от собственных доходов – это расходы на оплату труда, социальные выплаты, уплату налогов, на обслуживание муниципального долга, питание в школах и детских садах.

     Расходы, возможные к оптимизации, составляют 1 млрд. 699,0 млн.рублей (16,0 %), в том числе за счет собственных доходных источников – 1 млрд.223,0 млн. рублей, это расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, оплата коммунальных услуг, услуги связи, информационные услуги, расходы на содержание помещений мягкий инвентарь, приобретение расходных материалов.

     Бюджет развития и благоустройства составляет 749,0  млн. рублей (7,0 %), в том числе за счет собственных доходных источников -225,0 млн. рублей-это расходы на обеспечение мероприятий в области жилищно-коммунального хозяйства, расходы на дорожное хозяйство, капитальные вложения и проведение капитальных ремонтов.

     При формировании расходной части бюджета использовались  ключевые показатели.

- планируется рост средней заработной платы работникам культуры в 2023 году – на 7,4%, в 2024 году – на 7,5 % и в 2025 году – на 6,5%.

- увеличение размера минимальной оплаты труда планируется на 6,3% и составит в 2023 году 16 тыс.242,0 руб.

-рост средней заработной платы педагогов учреждений дополнительного образования планируется с 01 января 2023 год на 5,5%, и на 4,0 % последующие годы планового периода

- увеличение заработной платы прочего персонала и работников органов местного самоуправления планируется с учетом индекса - дефлятора с 01 октября 2023 года –на 5,5 %, с 01 октября  2024 года – на 4,0 %, с 01 октября 2025 года – на 4,0%.

-рост тарифов на коммунальные услуги прогнозируется с 01 января 2023 года – на 9,0 %, с 01 июля 2024 года – на 4,0 %, с 01 июля 2025 года –на 4,0 %.

     Фонд оплаты труда на следующий год прогнозируется в сумме 6 млрд.149 млн. рублей, в том числе за счет собственных доходных источников составит 2 млрд.245 млн. рублей, с ростом к уточненному плану на 2022 год 6,0%. Удельный вес фонда оплаты труда в общем объеме расходов составляет 59,1%.

     Фонд оплаты труда категорий, попадающих под Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников прогнозируется в сумме 3 млрд. 669 млн. руб., в том числе за счет собственных доходных источников – 746 млн. рублей.

          Расходы на заработную плату педагогических работников дополнительного образования рассчитаны исходя из среднемесячной заработной платы 59 тыс. 023 рублей с ростом к уровню 2022 года 5,5%.

    В новом бюджетном цикле по прежнему приоритетным является реализация программного подхода к планированию и финансированию расходов. Проект бюджета Старооскольского городского округа сформирован на основании 17 муниципальных программ, которые занимают около 96,0% в общем объеме расходов.

    За три года на реализацию муниципальных программ планируется направит более 30,0 млрд. рублей.                                                           

В 2022 году в рамках мероприятий муниципальных программ реализуются 6 национальных проектов «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Культура», «Образование», «Демография», «Экология», «Жилье и городская среда».

    Ожидаемое исполнение по расходам в текущем году составит 868,9 млн. рублей.

     В 2023 году на реализацию мероприятий национальных проектов планируется направить 443,2 млн. рублей, из них «Безопасные и качественные автомобильные дороги» - 319,9 млн. рублей; «Жилье и городская среда» - 119,4 млн. рублей, «Демография» - 3,9 млн. рублей, в 2024 году – 147,1 млн. рублей и в 2025 году – 147,1 млн. рублей.                                              В качестве непрограммных расходов планируются расходы на содержание органов местного самоуправления, избирательной комиссии, расходы на обслуживание муниципального долга, резервный фонд (4,0 %)

     На слайде представлена динамика расходов бюджета городского округа в разрезе отраслей. По сравнению с 2022 годом наблюдается снижение расходов бюджета.Это связано с уменьшением расходов капитального характера:

- национальная экономика: 2022 год – 939,0 млн.руб., 2023 год – 335,0 млн.руб.

- жилищно-коммунальное хозяйство: 2022 год – 1 млрд.042,0млн.руб, 2023 год – 137,0 млн. руб;

- образование.: 2022 год – 472 млн. руб., 2023 год – 12 млн. руб

- культура: 2022 год – 106 млн.руб., 2023 год -7,7 млн. руб.

-  физическая культура и спорт; 2022 год – 186,0 млн.руб., 2023 год – 27 млн.руб.

     Структура бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов сохранит социальную направленность. Доля отраслей социальной направленности (образование, социальная защита, культура, физкультура и спорт,) в 2023 году составит 79,5 % общего объема расходов бюджета или 8 млрд.265 млн. рублей,

из них наибольшие затраты приходятся на образование – 5 млрд. 982,0 млн. рублей или 57,5 % от общих расходов; на социальную политику – 1 млрд. 411 млн. рублей или 13,6 % от общих расходов, на культуру – 577 млн. рублей или 5,5% от общих расходов; на физическую культуру и спорт – 296 млн. рублей или 2,8 % от общих расходов.

     На молодежную политику предусмотрено 23,0 млн,рублей, из них на проведение мероприятий2,9 млн. рублей.

            В проекте бюджета городского округа на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов предусмотрены бюджетные ассигнования:

     На жилищно-коммунальное хозяйство на 2023 год – 639 млн. рублей или 6,1% от общих расходов, в том числе за счет средств местного бюджета – 531,0 млн. рублей, за счет межбюджетных трансфертов – 108,0 млн. рублей. из них:

-на жилищное хозяйство – 20 млн. рублей, это расходы на уплату взносов на капитальный ремонт - 16 млн. рублей; капитальный ремонт муниципального жилищного фонда – 4,0 млн. рублей;

- на благоустройство – 583 млн. рублей (средства местного бюджета – 475,0 млн. рублей, межбюджетные трансферты – 108,0 млн. рублей), в том числе на организацию уличного освещения - 120 млн. рублей, работы по благоустройству и озеленению территории городского округа – 265 млн. рублей, вывоз мусора – 8,5 млн. рублей, содержание мест захоронения – 28,0 млн. рублей (в том числе: содержание мест захоронения – 23,0 млн. рублей, капитальные вложения – 5,0 млн рублей), реализацию мероприятий муниципальной программы "Формирование современной городской среды на территории Старооскольского городского округа" – 119,0 млн. рублей (средства местного бюджета -14,0 млн. рублей, межбюджетные трансферы – 105,0 млн. рублей).

     На поддержку отраслей национальной экономики на 2023 год  планируется направить 989,0 млн. рублей или 9,5% от общих расходов, из них: на дорожное хозяйство – 612 млн. рублей (средства местного бюджета – 292,0 млн. рублей, межбюджетные трансферты – 320,0 млн. рублей), на лесное хозяйство - 44 млн. рублей (финансовое обеспечение муниципального задания МБУ «Старооскольский лесхоз»), транспорт – 186 млн. рублей (из них: финансовое обеспечение муниципального задания МБУ «Пассажирское» - 125 млн. рублей; субсидии на возмещение недополученных доходов перевозчикам в связи с осуществлением перевозки льготной категории граждан –54 млн. рублей.

     Бюджет муниципального дорожного фонда на 2023 год прогнозируется в объеме 613 млн. рублей. Источниками формирования дорожного фонда являются акцизы на нефтепродукты, госпошлина за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных тяжеловесных грузов, а также другие собственные доходные источники.

     Средства дорожного фонда планируется направить на капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов, ремонт мостов и путепроводов – 326 млн. рублей; ямочный ремонт – 30,0 млн. рублей, на содержание улично-дорожной сети, мостов и путепроводов - 225 млн. рублей; на содержание элементов обустройства автомобильных дорог (ремонтные работы по дорожной разметке и содержание светофоров, установка дорожных знаков) – 22 млн. рублей.

     Расходы бюджета Старооскольского городского округа прогнозируются:

 - на 2023 год в объеме 10 млрд. 402 млн. рублей, (в том числе за счет собственных доходных источников – 4 млрд. 339 млн. рублей) или со снижением на 3,6 % к уровню текущего года ;

- на 2024 год- в объеме 10 млрд. 797 млн.  рублей, (в том числе за счет собственных доходных источников – 4 млрд. 510млн. рублей);

- на 2025 год - в объеме 11 млрд. 009млн.  рублей, (в том числе за счет собственных доходных источников – 4 млрд. 723 млн. рублей).

     Весомую долю – 58,3% в расходах бюджета городского округа занимают безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. На 2023 год прогнозируемый объем безвозмездных поступлений составит 6 млрд. 062 млн. рублей, на 2024 год – 6 млрд. 286 млн. рублей, на 2025 год – 6 млрд. 286 млн. рублей.

     Указанный объем межбюджетных трансфертов распределен пока в первом чтении закона об областном бюджете.

    При этом следует отметить, что на 2023 год и плановый период  дотация на сбалансированость бюджету городского округа не планируется.

    В пределах нормативных значений, установленных бюджетным законодательством, проект бюджета Старооскольского городского округа прогнозируется с дефицитом:

-  на 2023 год - в размере 393,0млн. рублей или 9,95% от собственных 5доходов;

- на 2024 год - размере 384 млн. рублей или 9,31% от собственных доходов;

- на 2025 год - в размере 397млн. рублей или 9,17% от собственных доходов

     Кроме того, долговые обязательства бюджета городского округа по кредитам от кредитных организаций составят на 01 января 2023 года 350 млн. рублей, по бюджетным кредитам – 807 млн. рублей.

     В целях сокращения бюджетных расходов на обслуживание муниципального долга администрация Старооскольского городского округа будет осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке кредитования и в случае снижения процентных ставок принимать меры по перекредитованию.

     Источниками покрытия дефицита бюджета являются остатки средств на счетах на начало следующего финансового года (12 млн. рублей), а также заемные средства

     Подводя итоги, хотелось бы отметить, что приоритетами бюджетной политики остается безусловное исполнение всех обязательств городского округа, и задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации.

     На наш взгляд предлагаемые параметры бюджета городского округа на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, являются достаточно взвешенными и реалистичными, сохраняющими социальную направленность.

     В соответствии с порядком проведения публичных слушаний был принят итоговый документ - Заключение о результатах публичных слушаний по проекту решения Совета депутатов Старооскольского городского округа «О бюджете Старооскольского городского округа на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».